В семье Клепка – дружественная обстановка. Это понимаешь с первых минут знакомства. Встречает меня глава семьи Юрий Николаевич, приветливо и с улыбкой приглашая в дом. Чуть позже выходит и мама. Женщина среднего роста, с добрыми глазами, спокойная и рассудительная, дружелюбная, под стать своему мужу. У Галины и Юрия шестеро детей: четыре девочки и два мальчика. В конце ноября исполнилось тринадцать лет как супруги Клепка вместе и в горе, и в радости.
Живут для детей и друг друга
Это сейчас супруги Клепка и представить не могут, как можно жить вне этого большого мира многодетной семьи, а в начале совместной жизни они и не предполагали, что их может быть столько. «Я выросла в обычной советской семье, где нас было двое – норма для того времени, - рассказывает Галина. - И у Юры также».
Как отмечают супруги, они живут не только для любимых детей, но и друг для друга. Глава семейства говорит, что ему несказанно повезло с женой - такой умной и мудрой. «Галя хорошая мама и замечательная женщина, – с гордостью отзывается о ней муж. – Дом содержит в порядке, дети выглядят опрятно, к труду приучены». И самое главное, по его мнению, – она умеет сглаживать острые углы в отношениях. А ведь в семейной жизни так важно, способна ли женщина находить компромиссные решения, уступить мужчине. Юрий как может, старается сделать своей жене приятное: дарит цветы, и не дважды в год, а намного чаще, проявляет заботу, и не на словах – на деле.
Кто в доме хозяин
В семье Клепка общепризнанно: главный в доме - Юрий. Он решает и хозяйственные вопросы, и помогает жене в воспитании детей. Работает глава семейства на БрАЗе электролизником. Но, несмотря на тяжёлую физическую работу, для любимой жены и детей запросто приготовит и обед, и ужин. «Мужчина всё должен уметь: и сварить вкусно, и дома убраться, - уверен Юрий. – И, конечно, знать азы столярной и строительной специальности. Как говорит мой знакомый, мужчина должен иметь, как минимум, второй разряд по всем рабочим профессиям».
Четыре года назад семья Клепка сменила благоустроенную квартиру на частный дом. Просторнее, конечно. Но здесь и дров надо заготовить, и огород обработать, и за живностью ухаживать. Естественно, вдвоём с таким объёмом работы не справиться. Поэтому супруги Клепка с раннего возраста приучают к труду детей. Например, 16-летний Андрей помогает маме на кухне, да и в огороде они с папой – главные помощники. В этой семье такой принцип - мужчины всю тяжёлую работу берут на себя, берегут маму и сестёр. Постигает Андрей и азы рабочих специальностей: с удовольствием с отцом занимается столярными работами. А девятилетняя Эльвира и восьмилетняя Арина тоже не остаются без дела. Даже маленький Давид, которому всего лишь год, деловито наводит порядки в кухонном шкафу, перекладывая кастрюли и ложки.
Быть примером для своих детей - возможно?
Только участие и мамы, и папы в воспитании детей помогают вырастить полноценную личность – такой позиции придерживаются супруги Клепка. “Мы стараемся быть для своих детей авторитетом. Кому-нибудь из детишек, когда они совершают ошибки, говорим: “Почему ты так поступаешь? Мы ведь так не делаем”. Дети берут пример в первую очередь с родителей. Важно какой: положительный или отрицательный? Мы не курим, не пьём, ведём нравственный образ жизни. Стараемся жить в ладу с миром и душой”, – рассуждает о воспитании Галина Васильевна.
Для своих детей Юрий и Галина стали примером. В чём секрет? Всё просто - важно разговаривать с ребёнком, поддерживать с ним постоянный контакт. Тогда ребёнок не будет замыкаться в себе, он доверит сокровенное самым близким – маме и папе. И ещё, уверена моя собеседница, важно приспособить детей к самостоятельной жизни. Когда старшие присматривают за младшими, учатся зарабатывать деньги честным путём, а потом расходовать их правильно – в этом случае родителям удалось воспитать полноценную личность. “Две дочери уже живут самостоятельно. Одна вышла замуж и у неё своя семья. Другая, 18-летняя Юлия учится заочно в институте и работает. Хочется, чтобы они стали профессионалами своего дела, получили высшее образование. Но это зависит и от них. Безусловно, уважаем их выбор”.
У каждого свой талант и способности
Хоть и не всегда выдаётся свободное время, но всё же у семейства Клепка есть место для любимых занятий и творчества. Например, средняя Юлия имеет 3 взрослый разряд по спортивной гимнастике, у 9-летней Арины проявляются способности к пению, у Эльвиры – к рисованию. Для Галины самое любимое увлечение - разведение цветов. Все подоконники и полочки заняты красивыми растениями, разными и по цвету, и по запаху.
У Юрия хобби – рыбалка, поход в лес за грибами и ягодами, с собой он частенько берёт ребятишек. Кроме этого дружное семейство Клепка неоднократно побеждало в смотрах-конкурсах “Семья года” районного масштаба, удостоено статуса почетной семьи и вообще имеют богатую “копилку” разных грамот и благодарственных писем. Кроме этого Юрий и Галина принимают участие в деятельности реабилитационного центра для людей с алкогольной и наркотической зависимостью, где больные этими недугами получают помощь и психологическую, и материальную.
А иногда по вечерам, когда все в сборе, Галина на гитаре, а дети и муж подпевая ей, исполняют песню, которая стала гимном для их семьи. Её смысл в том, что дом – место, где тебя ждут, куда ты рад возвращаться.
В последнее время государство стало уделять внимание многодетным семьям. Постепенно понятие “много детей” теряет негативный смысл, обретая новый – достойная смена, будущее страны. Хотя кто-то всё ещё придерживается мнения, что многодетные семьи не нужны обществу, они плодят нищету. Наши герои доказывают, что это заблуждение. Ведь хорошо, когда дети в радость. Может, это и есть секрет семейного счастья?
День Матери – праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но хочется верить, что со временем значение его возрастет, потому что по смыслу и содержанию - это самый святой праздник. Мать — это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность.
Владимир Унжаков
Семья Клепка слева направо: дочь Эльвира, глава семейства Юрий с маленьким Давидом, многодетная мама Галина, дочь Арина и сын Андрей.
]]>
- Придешь к внучке на родительское собрание и стыдно становится, когда начинают решать, куда сводить детей, - рассказывает Владимир Ефимов. – Я молчу, свой театр не навязываю. Учителя говорят, что третьеклассники из него уже выросли. И ведут в детей в кино на «Кота в сапогах» или в кафе, на дискотеку. Да, они там пьют чай да лимонад, но все равно это – застолье. Раньше как было: если родители за столом, то дети в другой комнате. Сейчас дети сидят вместе и со взрослыми пьют пусть детское, но шампанское. Даже бокалы одинаковые, и чокаются вместе…
«Наши дети стали легкой добычей»
- Выбрать правильное развлечение для ребенка в нашем провинциальном городе, действительно, не просто. Мне довелось недавно побывать на одном разрекламированном приезжем шоу. Оно состояло из ростовых кукол, малоодетых девушек с неоднозначными танцами, фонограммы (даже реплики актеров звучали в записи!), а декораций не было вовсе. Я выдержала минут двадцать… И что обидно: так как билеты стоили 500-800 рублей, многие родители ждали детей в фойе и сами не смогли оценить этого ужаса и забрать чадо из зала…
- Дети стали легкой добычей – и это страшно. С ребенка легче выкачать деньги. Сказали в школе сдать 20-100-200 рублей и родители дают, не задумываясь, а куда ребенок пойдет? Даже я, работая в театре, не задумываюсь. Внучка просит, даю. А потом спрашиваешь: «Понравилось?» - «Да!» - «А что ты видела?» - не может ответить. Ребенок не в состоянии вполне оценить то, что видит. Он видит, нечто большое ходит по сцене, видит лазер. И это все, что он выносит с представления.
Могу смело сказать, что половина приезжих шоу и цирков – это по-русски говоря – халтура. Не может дяденька с одним ежиком и двумя ужами называть себя цирком. Цирк – очень серьезное искусство, а к нам очень часто едут те, кто не задействован в своем коллективе. А может даже давно уволен за профнепригодность.
Приезжие цирки готовы давать местным учителям деньги, чтобы те приводили к ним детей. С каждого билета по 50 рублей. Если в классе 20 человек, то тысячу учитель получит. За то, что просто привел к месту показа и увел обратно в школу. Мы, будучи муниципальным театром, учителям платить не можем. И к нам организованные группы ведут неохотно.
- В связи с этим не могу не вспомнить про пятилетнюю крестницу своей подруги. С куклами она играла по одному-единственному сценарию: Он и Она знакомятся, влюбляются, женятся и иногда разводятся – в общем, сюжет любого (взрослого!) телесериала. Новые сюжеты в играх появились лишь когда ребенка стали водить в театр кукол…
- Ну, то, что ребенок берет в руки куклу и разыгрывает историю – это уже хорошо. Потому что работает рука, а вслед за ней мысль.
А на счет сюжета… Да вы посмотрите, сейчас ведь мамы практически не читают детям сказки на ночь. Зачем? Ведь есть аудиодиски, мультики.
Лет двадцать назад наш театр работал всю неделю, и у нас каждый день были аншлаги. Сейчас представления в зале идут только в субботу и воскресенье. Я понимаю, родителям в выходные нужно поспать, сделать накопившиеся домашние дела. В итоге ребенка воспитывают компьютер и телевизор. Слава Богу, что есть еще неравнодушные бабушки и дедушки, которые любят искусство и водят своих внуков. У нас большинство зрителей приходят именно с бабушками или дедушками.
«Ребенок не должен знать все и вся»
- Моя кума о «воспитании» телевизором и компьютером говорит так: «Кому бы из мультяшных героев, доведись возможность, ты бы оставила на попечение своего ребенка? Чипу, который глядя на твою дочь, выпучивает глаза и пускает слюну? Или крокодилу Гене, страшному снаружи и такому доброму – внутри? Выбрать брундука – все равно, что оставить с душевнобольной няней. Что мы чаще всего и делаем…».
По-вашему, в современных мультиках все правильно? В одной из серий вроде безобидных «Смешариков» (создатели которых были даже отмечены премией Президента России) Лосяш сокрушается, что на него не обращают внимания лосихи. Но заканчивается все «хеппи-эндом»: Лосяш получает награду за лучшее покрытие стада! Во многих современных мультфильмах половая принадлежность героев очень ярко подчеркнута: телосложением у женщин, агрессивностью у мужчин...
- А вы посмотрите популярный мультсериал «Винкс». Они вроде феи, а все равно стремятся к принцу. Весь сюжет состоит из любовных перипетий. Безусловно, ребенок не должен знать все и вся. Я думаю, минимум до школы он должен пребывать в неведении относительно некоторых вещей. Потом, когда он пойдет в школу, это конечно будет очень трудно контролировать. Сейчас ведь многие дети после уроков «сидят» в Интернете. Хорошо, если родители ставят специальные программы и блокируют определенные сайты. Но так делают не все. И что получается: начинаешь скачивать мультфильм, а на экране идет реклама порнофильма. Я поражаюсь!
Но дело не только в этом. Посмотрите, сейчас в погоне за прибылью даже детские театры переворачивают классические сюжеты с ног на голову. Чтобы увлечь зрителя, колобка, например, отправляют на Луну. И все, сказка уже не выполняет своего главного назначения – не передает многовековой опыт молодому поколению, а просто развлекает.
У нас есть спектакль, в котором говорится о ценности хлеба. И как же сложно донести эту истину до маленького зрителя. Сегодня для ребенка хлеб – не ценность, у него изобилие пироженных, печенья, булок. А у кого такого нет, тот и в театр не ходит – не может. …Будь моя воля, я бы сделал театр бесплатным, не должен он быть коммерческим предприятием.
«Мы все делаем против детей»
- Одна моя знакомая вынуждена была закрыть отдел по продаже товаров для детского творчества. Говорит: спроса нет, потому что большинство родителей думают лишь о том, как накормить и одеть ребенка. На этом их миссия и заканчивается…
- Мы в нашем обществе сейчас в детей вкладываем, как в бизнес, чтобы потом получить отдачу. Малышей на английский водят с трех-четырех лет. Зачем? Чтобы они потом в Америку уехали и родителей содержали? О себе думаем, а о детях – нет.
Не ладиться у ребенка с учебой, мы нанимаем репетиторов. А, может, нужно самому с сыном или дочерью посидеть? Почему мы ищем легких путей? У меня внучка средненько учиться. Но я убежден, что она должна своей головой освоить школьную программу. Ну придет репетитор, позанимается, но ребенок-то останется прежним, потому что не преодолеет себя.
Вот сейчас мы открыли студию[1]. Наблюдаю за детьми: где труднее, там им скучнее. Рука с куклой устала – им уже не интересно. Интересно потанцевать, побегать, а как только начинается преодоление себя, они спрашивают: «Когда будет перемена?». На танец, вокал идут с охотой, а фоно и скрипка – это все… Здесь нужен труд. И если ребенок не научен трудолюбию, его можно заставлять заниматься чем-либо лет до десяти. А потом он скажет свое твердое «нет».
Мы сейчас все вроде делаем для детей, но, мне кажется, еще и против детей. Мы издаем указы, что дети должны быть защищены, что родители не должны их бить. Ну посадят мать в тюрьму, что дала ребенку по мягкому месту. И что будет? Ребенок решит, что он – властелин, что он сам хозяин своей жизни. И никто ему не скажет, что Бог или жизнь все равно будут его воспитывать и наказывать…
- В завершении хотелось бы спросить, а как Вы проведете эти каникулы?
- У нас они будут позже, чем у всех. А со второго по десятое января – по четыре представления в день, в том числе два для самых маленьких зрителей от двух до четырех лет. Одиннадцатого января отмечу свой день рождения, побуду немного дома с близкими и вернусь на работу: в наступающем году у нас ожидается много событий, нужно готовиться.
Беседовала Марина Андрейчикова
Владимир Ефимов родился в 1959 году в Нижнеудинске. В 1978г. окончил Иркутское театральное училище. Работал в театре кукол Николаева. Отслужил в армии и уже 33 года служит братскому театру кукол «Тирлямы», сначала актером, а последние восемь лет еще и главным режиссером. С супругой Розой Сафиной, актрисой этого же театра воспитал двух дочерей: Радмилу и Юлию.
[1] Детская студия «Тир-и-лям» создана при кукольном театре в этом году. Занятия проходят три раза в неделю. Ребят учат говорить, держаться на сцене, «водить» кукол и даже создавать их. Записаться в студию можно по телефону: 8-950-117-46-35.
]]>
Когда болит душа
Каков ]]>
Впрочем, чтобы сравнение было корректным, надо не забывать про болеутоляющее. От боль ]]>
На первый взгляд, для души нет таких средств, вместо них обычно используют водку или наркотики. Но это не так. Такие средства есть и очень широко распространены, однако поскольку душа и боль души нематериальны, то «болеутоляющие» действуют не физиологически, а поскольку нематериальную душу принято не замечать, то люди даже и не понимают, что глушат именно её.
Главное действие производится на совесть, которая выполняет функцию, подобную нервной системе в теле, поэтому способ «обезболивания» работает так же: нарушить восприятие, исказить передачу, подменить оценку (интерпретацию) событий жизни. Обманывая совесть, мы вновь окунаемся в «яркую» жизнь страстей. И точно так же как с телом, процесс разрушения души при этом продолжается, и когда время от времени мы вновь оказываемся нос к носу с подлостью своей жизни, бывает много больнее, если решишься впустить в себя эту боль. Поэтому большинство и не решается (где ж взять на это мужество?), но отворачивается от действительности и вновь погружается в пучину бесстыдства.
Стыд и бесстыдство – для чего?
Вот и прозвучало слово. Давайте немного задумаемся, что оно обозначает сегодня и сравним с тем, что ещё помним об этом со вчерашнего дня. Я буду перечислять, а вы отвечайте: стыдятся ли этого окружающие вас люди, стыдно ли это для вас самих?
Врать; быть уличённым во лжи. Подслушивать чужие разговоры; подсматривать в замочную скважину, под юбку, в чужую спальню; быть застигнутым в процессе подглядывания. Надеть короткую юбку, туго обтянуть бедра брючками с заниженным почти до лобка поясом, обнаружить своё нижнее бельё перед чужими глазами; целоваться на глазах у окружающих, сидеть на коленях у парня, публично раздеться; раздеться за деньги. Сматериться, рассказать пошлый анекдот; выслушать пошлый анекдот, посмеяться над ним. Говорить о недостатках своих, своего мужа, своих родителей, своих детей, своего правительства; рассказывать о своих греховных похождениях, об интимных связях; слушать чужие рассказы об интимных похождениях. Нагрубить старшему человеку, начальнику на работе, учителю в школе, родителям дома, прохожему на улице, группе гопников. Взять с клиента плату за припаянный провод как за основательный ремонт, взимать плату за нелепые справки, требовать с человека нелепые справки, получать зарплату за бесконечный чай (пиво, водку) в рабочее время. Дать обещание и не выполнить, давать заведомо невыполнимые обещания, обещать без всякого намерения сдержать слово…
Поверьте, я мог бы ещё очень много перечислить ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни постоянно, но почему я уже чувствую себя подлым совратителем, просто перечисляя реалии жизни? Так что я прекращаю перечисление - ведь ход мысли уже понятен - и продолжу главную мысль.
Калибровка души
По роду занятий я очень много общаюсь с людьми, и всё больше по поводу грехов и недостатков. И мои наблюдения приводят меня к печальному выводу: даже вы, православные христиане, читающие эту газету, расходитесь в оценке перечисленных действий. И даже ещё хуже: там, где на словах мы совпадаем в негативных оценках, в действиях обнаруживаем их отсутствие – допуская в личной жизни, никак не исправляя в своих детях, не пытаясь обличать и противостоять этому в нашем обществе. Где происходит расхождение?
Мы с вами верим в то, что у каждого из нас есть бессмертная душа?
Верим в то, что её, тем не менее, можно погубить?
Верим в то, что больная, искалеченная душа причиняет страдания самому человеку, а также окружающим его людям?
Верим, что душа повреждается грехом?
Мы знаем, что грех – это нарушение воли Божией, противление Его замыслу. Но верим ли, что когда поступаем своевольно, то это и означает противление Его воле, то есть грех?
А может быть, мы не верим, то у Бога есть замысел про каждого из нас, то есть не верим в промысел Божий? Потому что, если бы верили, то не считали бы, что наши способности – личное достояние, и можно распоряжаться ими по своему хотению, либо вовсе пренебрегать ими, но исходили бы из того, что способности даны нам от Бога, чтобы ими послужить Ему и благу ближних. И если даже до этого последнего места кто-то дошёл, вместе со мною отвечая «да, верю», то в этом месте большинство из нас уже слукавило. Вот почему я так думаю:
Без лукавства нет жизни
«Зачем люди ходят на работу?» - этот вопрос я задаю нашим детям. Я, конечно, задавал его много раз и взрослым, но ответ детей честнее. Они сразу говорят: «деньги зарабатывать». «А как же способности, которые даны, чтобы служить Богу и отечеству?» Дети молчат недоумённо. Действительно, они не знают. Они не знают ни своих способностей, ни о служении отечеству, ни о промысле Божием. То есть они могли бы поверить мне, когда я об этом рассказываю, но уже не могут, потому что имеют элементарный жизненный опыт – видят нас, родителей, которые просто «зарабатывают деньги на жизнь». Но в отличие от детей, мы уже знаем про промысел, про служение отечеству, даже о способностях имеем больше представления, хотя многие из нас так и не отыскали их в себе (да и как их отыщешь, занимаясь всю жизнь нелюбимым делом ради куска хлеба?). Так почему же нет в нашей жизни радостного труда по призванию, в котором радует не зарплата, а сама деятельность; радует тем, что дарит ощущение полноценной, полезной жизни? Поспорьте со мною, если можете, но я скажу: жизнь мы сами выбираем. Это всё не правда, что «деваться некуда». Не скажу: ерунда это – нет, не ерунда. Но неправда. Впрочем, надо отделить неправду от полуправды.
Вспоминаю одну девочку, которая очень скорбела, что отец стал пить, и дома всё стало плохо. Раньше он работал в колхозе, а теперь колхоза нет. И сначала не стало колхоза, а потом он стал пить. Никогда колхозники не жили богато, но лишившись колхозов, люди не стали жить богаче. Даже те, кто поехал в города за пропитанием. Потому что им, приехавшим, никто не предлагает квалифицированные рабочие места. Эти места не предлагаются сегодня даже для тех, кто всегда жил в городе, рядом с нашими заводами-гигантами, закончил техникумы или вузы. А призвание в таксисты или в продавцы на рынке имеют гораздо меньше людей, чем занимаются этим, и быть таксистом может не всякий хлебороб. Это правда. Но есть и такая правда: работа предлагается повсюду – объявлениями полны и газеты и интернет. Но принято считать, что прокормить себя на таких работах невозможно… А это правда? Когда комсомольцы ехали поднимать целину, или сюда, строить Братск, разве они на свои зарплаты жили лучше? Так может, правда кроется не в размере заработка? А не поискать ли её в смысле самого труда?
Посмотрите: врачей не хватает. Почему? Больные-то никуда не делись! И детей в школах хоть и стало меньше, но молодых учителей – непропорционально меньше. То есть правда в том, что работа есть, но люди эту работу делать не хотят. А полуправда в том, что не хотят, якобы, потому что платят смешно мало и не уважают. Да, мало, меньше, чем люди этих профессий достойны; да, не уважают, потому что лишили голоса, задавили бумагами, набили в классы нереальные количества чумных, невоспитанных детей, кто же с ними справится? Оставили больницы без оборудования, без лекарств; чем лечить-то всех этих, потерявших элементарных страх людей, калечащих себя самыми нелепыми способами? Но и это – полуправда. Потому что дорогие лекарства – это хорошо, но ведь эти лекарства были не всегда, а больные были всегда, и врачи были всегда. А уважают людей не за их зарплату. И даже зарплата не всегда зависела от степени уважения. Уважают за честный труд, за жертвенность и бескорыстие. Даже и сейчас. Ведь до сих пор, несмотря на долгое промывание мозгов либеральными и жёлтыми СМИ, мы всё ещё не поверили до конца в эти псевдоценности: якобы достоинство человека измеряется его зарплатой и высотой кресла. Вот вы сами к какому труду относитесь с большим уважением: продавец на рынке или учитель в школе? Таксист или водитель «скорой помощи»? Конечно, учитель. А за что? За уровень освоенной культуры, за образование, за то, что работает с самым трудным и важным «материалом» – с человеческими душами. С фруктами проще. А водителя «скорой» - потому что это мастер высшей квалификации, и опять же сопричастен спасению человека, в то время как таксист сегодня – это от безысходности; скорее жалости заслуживает. Потому что потерял себя, пытаясь заработать хоть что-то, чтоб жена не пилила.
Хобби или призвание?
Но почему мы стали работать за зарплату? Почему служить отечеству на работе стало недоступно? Почему это теперь перешло в разряд хобби, то есть в свободное от работы время? Потому что правительство такое? Но разве не мы его выбираем? Может, всё-таки, потому что мы сами поддались и позволили себя вовлечь в бессмысленный круговорот денег в кармане, а идеи служения забыли? Ладно, не хвалит президент учителей даже в год учителя. Но почему это мешает нам, родителям, внушить своим детям почтение к педагогу? Если не можем этого сделать, то только потому, что не имеем его в себе, либо не имеем уважения к себе от собственных детей. А если нас дети не уважают, то президент тут точно не причём, в этом виноваты только и исключительно мы сами (если вам известна другая причина – назовите, будет всем полезно, будем знать, что исправлять). Разве не во власти жены постоянно твердить детям, что наш папа занимается почётнейшим делом: он врач, он солдат, он хлеб растит, который все едят, хотя и мало кто спасибо говорит; он на заводе работает, и его там все уважают… Вместо этого она его пилит в присутствии детей за то, что мало зарабатывает. В этом президент виноват? В этом виноваты только мы сами, перепутавшие, что в жизни действительно ценно и достойно уважения, достойно упорного труда. Это мы сами согласились измерять достоинство жизни ценами шмоток, мебельными гарнитурами, маркой автомобиля…
К чему я всё это говорю и что предлагаю? Ругать клеймить и обличать – просто.
Кто виноват и что делать?
Нужно менять человека, это звучит в проповедях нашего Патриарха лейтмотивом. Но понятно, что люди у нас есть только те, которые есть, других ниоткуда не возьмешь, а значит, надо меняться нам с вами. Надо изменять нравственные характеристики личной жизни. Поскольку никто, вращающийся во властных кругах, не ставит задачи нравственного обновления русского (российского, если кому-то это кажется корректнее) человека, то от них мы и не дождёмся новых нравственных установок для судов, для трудовой и предпринимательской деятельности, для семейных отношений и т.д. А следовательно, у нас для этого есть только мы сами и Церковь, к этому призывающая, причём призывающая деятельно, а не теоретически. Изменяя себя, я неизбежно изменяю и все формы своих личных взаимодействий с людьми, обществом, с которыми соприкасаюсь. Следовательно, между нами начинают проявляться иные нравственные основания. А если это делают и те, кто взаимодействует со мною, то у нас появляется возможность создавать целые социальные институты, основанные на христианской нравственности.
Когда я прихожу к человеку, я имею возможность ему сказать: «я понимаю, что существует инструкция, то да сё, но ведь у инструкции нет души, она вообще предполагает, что имеет дело с человеком непорядочным, поэтому требует справок, свидетельств, проверок, настороженности, волокиты и т.п., а мы с тобой – живые люди, мы можем посмотреть в глаза друг другу и увидеть там: общий двор, в котором росли, учителей, которые нас учили, церковь, в которой вместе молимся… зачем нам инструкции, если мы можем доверять друг другу?»
Давайте восстановим доверие друг ко другу, чтобы не унижать друг друга оскорбительными инструкциями. Сегодня законотворцы придумали, чтобы я, принимая на работу педагога, требовал с него справку, что он не педофил. Каково, а? Начинать отношения с таких вопросов! А главное, я убеждён, что это требование возникло не оттого, что есть реальные угрозы, а для того, чтобы усилить и продолжить реальное разобщение в нашем обществе. А родители на родительском собрании станут меня спрашивать: «вы проверили, он точно не педофил?» Или ещё лучше, я ввожу учителя в класс и говорю: «это ваш новый учитель, Семён Петрович, я проверил доступными мне средствами: он не педофил… пока», потому что начинаю сомневаться: «а кто его знает, что будет завтра? В нашем-то обществе, в наше-то время…»
Но чтобы восстановить доверие, надо чтобы мои дети уважали тебя, а твои – меня. Иначе как я могу поверить, что ты меня уважаешь, если твой сын меня матом посылает? А хоть бы и не матом, а хоть бы и просто молча игнорирует, словно я пустое место. Пустое место никто не уважает. Поэтому надо понять и принять для себя: толстый кошелёк, дорогая машин, шикарная одёжка, дорогая парфюмерия – всё то, что нас учат ценить и уважать в телевизионной рекламе, - это и есть пустое место; достоин уважения человек, а не его дезодорант. А в человеке достойны уважения лишь некоторые из его качеств, и нам надо выбрать для себя: какие?
По ступенькам вверх
Я предлагаю уважать в человеке его вклад в общее дело. И чем жертвеннее этот вклад, тем ценнее и достойнее. А общее дело должно быть настоящим. И по максимуму это – служение отечеству. А далее, по нисходящей, - своему предприятию (корпорации), сословию, семье, близкому человеку, своим чести и достоинству; а вот служение своим ногтям, волосам и желудку, думаю, из списка надо исключить. При этом, пожалуй, не лишне обозначить конкретнее: сначала - духовному процветанию отечества, после него - материальному процветанию; сначала – социальная ориентированность корпорации, а уж затем – его рентабельность и производительность; сначала забота о душе близкого, а уж потом – во что одеться и чем отмечать Новый год. А вот в какой цвет выкрасить ногти и чем побрызгать под мышками, - об этом в приличном обществе вообще должно быть стыдно говорить.
Давайте уважать друг друга за крепкую память: тех, кто помнит предков до седьмого колена и чтит их труды, следует уважать больше, чем тех, кто наплевал на дедов и отцов и ни во что не ставит их жертвы.
Давайте уважать друг друга за внимательность: тех, кто сначала помогает нуждающемуся в помощи, а потом, если успеет, заботится о себе, – больше, чем тех, кто о себе не забывает; а этих – больше, чем тех, кто сначала заботиться о себе; и вообще никак тех, кто только о себе и помнит.
Давайте уважать друг друга за любовь: тех, кто любит каждого из своих пяти-десяти детей, больше, чем тех, кто не умеет воспитать своего единственного ребёнка, хотя и имеет возможность обеспечить его всякими роскошами; тех, кто взялся любить чужих детей, нередко в ущерб своим собственным; и никогда – тех, кто строит свою личную жизнь на отказе поделиться ею со своими детьми, унося их в абортарий либо забывая их в кроватках за своими бесконечными пьянками.
Давайте уважать друг друга за жертву: тех, кто годами жертвовал своей жизнью, здоровьем ради отечества (даже если этой жертвой не понадобилось воспользоваться до конца, то есть до смерти); тех, кто однажды оказался способен на подобную жертву ради отечества или даже ради одного человека; тех, кто без жертвы просто честно служил благу отечества; тех, кто хотя бы раз принёс ощутимую пользу; и никак – тех, кто только грёб под себя, строил своё личное благо и ни разу не оказался способен отодвинуть его на второй план.
Давайте начнём стыдиться того, что наши дети способны проявлять хамство, дерзость, леность, безответственность, бесстыдство, неуважение ко всему, что выше предлагалось уважать. Давайте уважать друг друга за качество воспитания наших детей.
И самое главное: давайте помогать друг другу уважать эти ценности, защищать их и стремиться к ним. Даже когда люди вокруг над этим смеются, а власти мешают это делать.
Тогда мы станем обществом, народом, у которого впереди проявится будущее, в которое нас призывает Господь. А раз Господь, значит, оно достойно того, чтобы к нему стремиться.
Протоиерей Андрей Скрынько
]]>дорогие во Христе братья и сестры!
Хрис ]]>
В эти святые и всерадостные дни с братской любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова, Новолетием и Крещением Господним!
На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, признание Рождества Христова в Р.Ф. государственным праздником само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя.
Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности, была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и все творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек, приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует евангелист Иоанн (см. Ин. 1, 9).
Свет истины — это Божественный свет, это Божественная правда. Она неизменна и вечна и не зависит от того, принимаем мы ее или нет. Принятие человеком Божией правды определяет в первую очередь характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить «тяготы друг друга» (Гал. 6, 2). Это означает проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — говорит Господь. Однако эти вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь, сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха как основной проблемы человеческого существования.
Именно подменой истинных ценностей ценностями ложными в основном и объясняется все возрастающее значение так называемого человеческого фактора в трагических событиях, уносящих сотни жизней. Этим же объясняются и кризисы, которые в масштабе всей планеты сотрясают экономику, политику, окружающую среду, семейную жизнь, отношения между поколениями и многое другое.
Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя, помогает отчетливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10,10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины.
Отрадно видеть, что все большее число наших современников начинает осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозную и культурную традицию. И сегодня торжество праздника разделяют не только те верующие, которые прочно укоренены в православии, но и те, которые только находятся на пути к обретению спасительной веры и, может быть, впервые переступают порог храма, сердцем откликаясь на евангельский призыв.
Молитвенно желаю всем вам, дорогие Братчане, обильных милостей от родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа, дабы благодатью Божией умножилась ваша радость, уврачевались болезни и утешились скорби. Да будет свет Вифлеемской звезды путеводным для каждого из нас и да благословит Господь труды на ниве благоустроения жизни Церкви, государств, в которых мы живем, и наших обществ, и да одарит всех нас неотступным пребыванием в евангельской истине.
Благочинный Братского округа протоиерей Павел.
]]>
Первое моё знакомство с Православной гимназией состоялось 12 лет назад. Это был День Матери. Помню, как шестиклас ]]> Наталья Петрова: «Как здорово, что в нашей гимназии есть такая замечательная организация скаутов. Побывав на концерте, я почувствовала дух сплочённости, товарищества. Заметно, как младшие волнуются, и старшие поддерживают их. Огромное спасибо братьям Пономарёвым! Для наших детей очень важен положительный пример старших товарищей, с которыми они общаются на скаутских сборах, в лагерях, а также видят их в алтаре. Если ребятам есть с кого брать пример, то зачем им поклоняться телезвёздам, они могут над ними весело посмеяться в скаутском духе, придумав забавные пародии».Светлана Серебрякова: «Было очень весело. Понравились конкурсы. Честно говоря, я растерялась, когда нужно было вспомнить расписание уроков дочери. Что-то ответила неправильно. Конечно, дети покривлялись, повеселились, пародии были узнаваемые, но они готовили всё это самостоятельно и они молодцы. Стихи, которые читали мальчики, я думаю, тронули сердца всех мам. Вообще, мы очень рады, что перешли в этом году в гимназию. Наша дочка постоянно занята делом: участвует в конкурсах, спектаклях. Приходит домой радостная: хохочет, взахлёб рассказывает, что интересного было на репетициях. Впереди рождественский спектакль с её участием. Очень бы хотелось на нем побывать».Юлия Перминова: «После концерта и чаепития настроение долго оставалось приподнятым. Не все шутки были понятны, но я видела, как хотелось детям порадовать родителей и как светились материнские глаза. Не хватало только ответного номера от мам. В следующий раз об этом стоит подумать».
Оксана Сорокина